Новости

_________________Проблемы качества морских карт


Допустим, судно оборудовано приемоиндикатором СНС «Транзит» с точностью обсерваций порядка 0,4 мили и периодичностью 1,4 ч. По критерию ИМО точность местоопределения должна быть не хуже 4% от дистанции до навигационной опасности. Значит, используя только СНС, ближе 10 миль от опасности проходить нельзя. Неучитываемые сносы в океане таковы, что за 1,5 ч ошибка счислимого места окажется равной примерно 1 миле, т. е. опорный масштаб карты должен быть не крупнее отношения 1 миля/2 мм 1: 10 000 000. Счисление пути при этом производится аналитически. Если же счисление пути в океане опирается на астрономические обсервации (точность 1,5—2,5 мили и периодичность в лучшем случае 3 раза в сутки), то и миллионный масштаб избыточен. Сейчас Атлантический океан перекрыт картами, и этого достаточно.


В рассматриваемой части Каталога около четырехсот — почти четверть — карт масштаба 1:500 000, перекрывающих практически весь Атлантический океан с его морями. О качестве этих карт будет сказано позже, но, на наш взгляд, их издание на открытые акватории, где нет берегов, нецелесообразно. Там вполне достаточно, как мы убедились, мелкомасштабных карт. Да и вблизи берегов их точность не реализует возможности способов прибрежной навигации — она хуже в 2,5 раза. Поэтому если оставлять какую-то часть таких карт, то на основе дополнительных для каждой карты обоснований.


Остальные три четверти карт этой части Каталога — карты, планы масштабов 1:300 000 и крупнее. Среди этой группы не редкость три разные карты на один район, из которых можно оставить одну. Определять должна навигационная, а не картоиздательская логика. Вот западная часть Мексиканского залива примерно равно сложна в навигационном отношении. Но на северо-западную часть залива изданы стотысячные карты, а на юго-западную — трехсоттысячные. Или без первых можно обойтись, или вторые не обеспечивают безопасность. Еще пример — район Багамских островов. Сплошь навигационные опасности, а район покрыт двухсотками. Значит, устраивают.


На наш взгляд, изжили себя карты-сетки, которые ещё издаются. В былые времена, когда астрообсервации были редки и за счет графических ухищрений выжимали максимальную точность из счисления пути между обсервациями, карты-сетки были оправданы. Сегодня океан перекрыт пусть мелкомасштабными, но картами. Зачем же карты-сетки?


Предыдущие рассуждения не касались содержания карт. Вообще, когда научная и техническая мысль занимается будущим картографическим обеспечением, не спеша, солидно и обстоятельно обсуждает перспективы применения электронных карт, возможные формы сосуществования электронных и бумажных карт и тому подобные безусловно важные вопросы, из кабинетов, лабораторий, конференцзалов как-то не просматриваются мостики судов. Собственно, абсолютное большинство ученых и конструкторов в море не выходит. Научное и техническое руководство и подавно. А жаль. В долгом рейсе можно увидеть много такого, что уже спокойно не заснешь.


Вот обычный рейс из Ленинграда через порты Европы в Центральную Америку в конце лета 1989 г. Судно оборудовано лриемоиндикатором СНС «Навстар», обеспечивающим точность спутниковых обсерваций порядка 35 м и выдачу координат места в системе Международного эллипсоида WGS—84. Получай бонус арго казино за регистрацию.

    Введите логин. Обычно это адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации.
    Введите пароль. Посмотрите сообщение, которое Вам прислали после регистрации.
    Забыли пароль? - Вам сюда
    ebb9d3850cdd3b00c9694e6dc6ff0fc5