Новости
- Описание фильмов #023
- История города Городец
- Интересные факты из жизни в Уругвае
- Мы писали, мы писали, наши глазоньки устали
- Кто важнее – оптимизатор или маркетолог
_________________Проблемы качества морских карт
Допустим, судно оборудовано приемоиндикатором СНС «Транзит» с точностью обсерваций порядка 0,4 мили и периодичностью 1,4 ч. По критерию ИМО точность местоопределения должна быть не хуже 4% от дистанции до навигационной опасности. Значит, используя только СНС, ближе 10 миль от опасности проходить нельзя. Неучитываемые сносы в океане таковы, что за 1,5 ч ошибка счислимого места окажется равной примерно 1 миле, т. е. опорный масштаб карты должен быть не крупнее отношения 1 миля/2 мм 1: 10 000 000. Счисление пути при этом производится аналитически. Если же счисление пути в океане опирается на астрономические обсервации (точность 1,5—2,5 мили и периодичность в лучшем случае 3 раза в сутки), то и миллионный масштаб избыточен. Сейчас Атлантический океан перекрыт картами, и этого достаточно.
В рассматриваемой части Каталога около четырехсот — почти четверть — карт масштаба 1:500 000, перекрывающих практически весь Атлантический океан с его морями. О качестве этих карт будет сказано позже, но, на наш взгляд, их издание на открытые акватории, где нет берегов, нецелесообразно. Там вполне достаточно, как мы убедились, мелкомасштабных карт. Да и вблизи берегов их точность не реализует возможности способов прибрежной навигации — она хуже в 2,5 раза. Поэтому если оставлять какую-то часть таких карт, то на основе дополнительных для каждой карты обоснований.
Остальные три четверти карт этой части Каталога — карты, планы масштабов 1:300 000 и крупнее. Среди этой группы не редкость три разные карты на один район, из которых можно оставить одну. Определять должна навигационная, а не картоиздательская логика. Вот западная часть Мексиканского залива примерно равно сложна в навигационном отношении. Но на северо-западную часть залива изданы стотысячные карты, а на юго-западную — трехсоттысячные. Или без первых можно обойтись, или вторые не обеспечивают безопасность. Еще пример — район Багамских островов. Сплошь навигационные опасности, а район покрыт двухсотками. Значит, устраивают.
На наш взгляд, изжили себя карты-сетки, которые ещё издаются. В былые времена, когда астрообсервации были редки и за счет графических ухищрений выжимали максимальную точность из счисления пути между обсервациями, карты-сетки были оправданы. Сегодня океан перекрыт пусть мелкомасштабными, но картами. Зачем же карты-сетки?
Предыдущие рассуждения не касались содержания карт. Вообще, когда научная и техническая мысль занимается будущим картографическим обеспечением, не спеша, солидно и обстоятельно обсуждает перспективы применения электронных карт, возможные формы сосуществования электронных и бумажных карт и тому подобные безусловно важные вопросы, из кабинетов, лабораторий, конференцзалов как-то не просматриваются мостики судов. Собственно, абсолютное большинство ученых и конструкторов в море не выходит. Научное и техническое руководство и подавно. А жаль. В долгом рейсе можно увидеть много такого, что уже спокойно не заснешь.
Вот обычный рейс из Ленинграда через порты Европы в Центральную Америку в конце лета 1989 г. Судно оборудовано лриемоиндикатором СНС «Навстар», обеспечивающим точность спутниковых обсерваций порядка 35 м и выдачу координат места в системе Международного эллипсоида WGS—84. Получай бонус арго казино за регистрацию.