Новости
- Прохождение Assassin's Creed Chronicles: China - Сундуки с сокровищами: Глава Порт, Работорговец и Змея
- Учение – не только свет, но и деньги
- Сверхъестественная психическая самозащита для укрепления ауры
- Пересмотреть вопросы ведения охотничьих хозяйств
- Прохождение Remember Me - Эпизод 6: Найти доктора Куэйд № 1
_________________Текст #000316
Новая книга известного критика и искусствоведа Е. Громова относится к тем пока еще, к сожалению, немногочисленным работам, цель которых — воспользуемся издательской аннотацией — «помочь учителю в формировании идей-но-нравственного облика и эстетического вкуса школьников»; на новом уровне она продолжает тему, начатую автором в брошюре «Кино и молодежь», изданной два года назад Всесоюзным бюро пропаганды киноискусства в серии «Кино и школа»; «Восхождение к герою» имеет точки соприкосновения и с монографией Е. Громова «Духовность экрана» (1976), чем подтверждается устойчивость научно-творческих и общественных интересов автора.
Во введении книга названа «размышлением киноведа о современном кино, его героях и молодом зрителе»; автор приглашает «читателя», в первую очередь педагога, к ответным раздумьям, возможно, спорам». В дальнейшем убеждаешься, что сказанное представляет собой не дежурный реверанс, а точное определение предмета и адреса книги, четкую авторскую установку на диалогичность изложения, заявку на раскованный, чуждый сухого академизма (равно как и чрезмерных популяризаторских упрощений) стиль.
В кратком вступительном разделе намечен круг главных вопросов, занимающих автора, и обоснована их актуальность; здесь приведены некоторые результаты осуществленных в последнее время исследований социального соста-
ва и художественных запросов киноаудитории. Характеризуя их в общем виде, Е. Громов исходит из следующей предпосылки: «Эстетическая и социально-демографическая ситуация в современном кинематографе несколько иная по сравнению с той, которая существовала даже двадцать лет назад. Иной стала молодежь и зритель вообще».
Это действительно так. Даже не касаясь сейчас качественных перемен в репертуаре (кинотеатров, а также кинопрограмм телевидения) и в характеристиках аудитории, обратим внимание лишь на один-единственный количественный показатель: 200 фильмов, по данным НИИ художественного воспитания АПН СССР, ежегодно смотрит на большом и малом экранах молодой житель нашей страны! Легко понять: ни в 60-е, ни — тем более — в 50-е годы кино не играло (да и не могло играть в силу многих социально-экономических и чисто технических причин) столь заметной роли в жизни молодого современника и не влияло в такой мере, как сегодня, на его мировосприятие, вкусы.
Отсюда важность широкой и методологически грамотной постановки кинообразования в средней школе, на чем справедливо настаивает (и чему, несомненно, поможет своей книгой) Е. Громов, и одновременно — необходимость учета на всех уровнях (в киноведении, в кинопроизводстве, в прокате) «возрастной специфики, особенно ярко выраженной... именно у зрителя молодого, — специфики художественного восприятия фильма, этико-эстетических предпочтений определенным сюжетам, темам, образным решениям».
В «Восхождении к герою» наибольшую ценность, наибольший интерес (не только для педагогов и их питомцев, но и для творческих работников кино) как раз и представляют, на наш взгляд, попытки выявить, в чем же конкретно состоит эта специфика, в какой степени наш кинематограф удовлетворяет сегодня запросы молодежной аудитории и, следовательно, насколько эффективно выполняет экран важнейшую из своих общественных функций — воспитательную.
Во главу угла В: Громов ставит при этом проблему героя, рассматривая ее в различных аспектах, подчас полемизируя с распространенными представлениями о героическом характере в произведении искусства и о его воспитательном потенциале.
Разграничивая понятия «положительный персонаж» и «герой», автор подчеркивает, что героический образ «отличается прежде всего мерой и глубиной художественного обобщения, социальной емкости»; в качестве показательных примеров упоминаются Гусев («9 дней одного года»), Пашка Колокольников («Живет такой парень»), Строганова («Начало»), Потапов («Премия»), Георгий Торели («Твой сын, земля»); этот перечень, говорится в книге, можно продолжить, однако «он не будет слишком обширным». Спрашивается, почему? Да уж потому хотя бы, что — об этом напоминается несколько ниже — «следует... различать героический поступок и героическую деятельность, героическое в характере и героический характер». Очевидно, что такое разграничение принципиально. Честные отзывы о casinopobed.ru ты найдешь по ссылке.