Авторы

Мардань Александр

«Дочки-матери»

В зрительном зале ещё горит полный свет, ешё не все зрители заняли свои места, а на сцену уже вышел не­заметный паренёк и начал крутить ручку радиопри­ёмника. После нескольких фраз из выпуска последних новостей вдруг возник голос Ельцина и знаменитое: «Я ухожу…». Ещё один поворот ручки — и Горбачёв произнёс что-то о необходимости ускорения. Пово­рот — и новость о том, что на конкурсе в Сопоте по-бедила молодая советская певица Алла Пугачёва… А затем на сцене появятся Он и Она, встретившиеся в курортной Ялте 1975 года.

Так начинается спектакль «Лист ожиданий» по пьесе Александра Марданя, поставленный в одес­ском Русском театре Иосифом Райхельгаузом. Пьеса — о любви двух состоявшихся, благополучных и всё же не очень счастливых людей. О любви, не угасшей со временем, но тем не менее принесённой ими в жертву каким-то иным требованиям жизни. Время разъединяет, соединяет и вновь разъединяет их, уже сорокалетних. Сюжет вроде сугубо камерный, с иро­ническими (но не назойливыми, контурными) реми­нисценциями из чеховской «Дамы с собачкой». И вместе с тем здесь отчётливо проступают мотивы со­циальные, приметы той советско-постсоветской жиз­ни конца прошлого века, которая нам знакома не по­наслышке, но которая так быстро, неумолимо уходит, на наших глазах становится историей. «Что останется от нас?» — вот главный вопрос, который решают для себя персонажи, а вместе с ними и автор, далёкий морализма, но не чуждый светлой печали. Печали о том, что прожить жизнь набело никому не дано.

Пьеса «Лист ожиданий», опубликованная в 2ООЗ году, — дебют Александра Марданя в драматургии. Дебют счастливый. Кроме Райхельгауза (чей спек­такль, кстати сказать, будет показан в апреле 2ОО5 го­да в Петербурге на фестивале русских театров СНГ и Балтии «Встречи в России»), эту пьесу поставил в Ли­пецке Владимир Пахомов. Привлекла она внимание ещё одного известного режиссёра — Александра Дзе-куна (он готовится к постановке в киевском театре Сузирья). Живущий в Израиле Семён Злотников также планирует вынести пьесу на суд зрителей…

Представляя автора читателям журнала «Театр», публикующего вторую его пьесу, «Уравнение с од­ним неизвестным», впору вспомнить знаменитую фи­липпику Леонида Утёсова: «Многие бы хотели ро­диться в Одессе, но не всем это удаётся». Алексан­дру Марданю — не удалось. Он родился в апреле 1956 года во Владивостоке, куда партия и правитель­ство направили его родителей-одесситов по распре­делению после окончания знаменитейшего вуза страны — Одесского института инженеров морского флота (в обиходе — «водного института»). Оттрубив положенный срок, они вернулись к Мерному морю уже с сыном. Так в паспорте у него и значится: мес-


то рождения — Владивосток. Но по существу он во всех отношениях человек одесских корней. А стало быть, и человек театра. Потому что Одесса или, во всяком случае, её легенда — воплощённая «театра­лизация жизни».

Составной частью этой легенды (такой же, как знаменитая музыкальная школа Столярского, открыв­шая миру феномен Давида Ойстраха) была и 116-я школа, где учился Мардань. Школа математическая, а точнее сказать — интеллектуальная, о которой напи­саны книги и выпускников которой, ныне выдающих­ся учёных, знают во многих странах. На закате совет­ской власти её закрыли (обком партии не мог смирить­ся с тем, что там готовят «кадры для заграницы»), но Мардань успел её закончить. Именно там (во многом благодаря преподавателю русской литературы Вален­тине Анатольевне Велюгиной) он впервые и приоб­щился к литературному труду. Хотя школа была физи­ко-математического профиля, гуманитарные предме­ты там также были в чести. Были там и сильные кавэ­энщики, и даже свой драмтеатр. Так, ешё школьником Мардань участвовал как актёр в спектаклях «Сильное чувство» по Ильфу и Петрову и «Обыкновенное чудо» по Евгению Шварцу. С тех пор, очевидно, и влюбился в театр навсегда.

В институт, однако, он пошёл по родительским стопам. В тот самый, «водный». Стал инженером, рабо­тал в Ильичёвске (город-порт под Одессой), в «Инфло-те», где за тринадцать лет прошёл путь от диспетчера до руководителя.

Грянул 1991 год. Всё изменилось, и, как многие предприимчивые сверстники, Александр Мардань ри­скнул бросить государственную службу, карьеру, что­бы попробовать себя в новом, своём деле. Ушёл в сво­бодное плавание.

Новая страница биографии — это рывок в большой бизнес. В результате была создана многопрофильная компания ХТС, одним из руководителей которой стал Александр Мардань.

Казалось бы, образ жизни «крутого» бизнесмена совершенно не располагает к чувствительности, тем более к профессиональным занятиям литературой и театром. В этом смысле Мардань — исключение из правил. Он не только не забыл уроки 116-й школы, но, очевидно, они именно теперь с новой силой напомни­ли о себе.

Укрепляя имидж ХТС, он стал заниматься продюси-рованием спектаклей. Привозил в Одессу «Загадочные вариации» с Игорем Костолевским и Михаилом Филип­повым, «Нору» с Евгенией Симоновой, «Записки рус­ского путешественника» с Василием Бочкарёвым и Владимиром Стекловым. По приглашению Марданя приехал в Одессу и Александр Дзекун, поставивший для Олега Школьника моноспектакль «Контрабас» по Патрику Зюскинду. Минувшей осенью при деятель

ном участии Марданя была организована в Одессе ме­ждународная конференция, посвященная проблемам русских театров Украины.

Известно, что обстоятельства современной жизни как в России, так и в Украине не способствуют разви­тию меценатства. Но Мардань умеет жить вопреки об­стоятельствам. То есть жить творчески.

Он остро ощущает свою причастность к «особым людям» послеутёсовского поколения. Гордится тем, что ешё его родители дружили в молодости с безвест­ными в ту пору Михаилом Жванецким и Виктором Иль­ченко, тоже питомцами «водного». Как меценат при­нимает участие в культурно-просветительских акциях Всемирного клуба одесситов, в частности поддержи­вает издание историко-литературного альманаха «Де-рибасовская угол Ришельевской». Причём, только тог­да, когда вышло уже двадцать номеров альманаха, ти­хо осведомился, вправе ли он теперь вступить в члены клуба. Штрих характерный, свидетельствующий о том, что самосознание бизнесмена и мецената отнюдь не мешает ему соблюдать определённые этические пра­вила, принятые в литературной и театральной среде.

Писать он никогда не прекращал, но никогда и не афишировал эту свою страсть, никогда не смешивал и не ставил в зависимость друг от друга две столь разные формы своей жизнедеятельности. Всю жизнь он пишет стихи, и только теперь, тщательно их отбирая, решился подготовить к публикации свой поэтический сбор­ник. По его сценариям сняты документальные фильмы. Один из сценариев, «День гражданских дел», остался невоплощённым на экране, он был написан чуть ли не двадцать лет назад, но и сегодня читается как увле­кательная киноповесть, совершенно не устарел.

В заключение позволю себе процитировать стихо­творение Александра Марданя, свидетельствующее, как мне кажется, о существенных особенностях его умонастроения, его «свободного плавания». Стихо­творение называется «Культурный слой». Автор снаб­дил его эпиграфом из Жванецкого: «Не мир тесен, а слой тонок».

Мы фон на картинах


 


 


 

Нет данных для связи
Комментарии к «Дочки-матери»
Ни одного...
Оставить комментарий может только зарегистрированный посетитель
Введите логин. Обычно это адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации.
Введите пароль. Посмотрите сообщение, которое Вам прислали после регистрации.
Забыли пароль? - Вам сюда